ГБУ РО Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Региональный центр здоровьесбережения в сфере образования Ростовской области
Информация родителям
об инновационном проекте по здоровьесбережению в сфере образования Ростовской области
(для общешкольных собраний, классных часов и пр.)
Одной из главных задач системы образования Ростовской области является сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся, формирование ответственного отношения детей и подростков к своему здоровью.
В Ростовской области, как и в целом в Российской Федерации, количество здоровых детей продолжает снижаться, что подтверждается данными официальной статистики.
Большую часть времени ребенок проводит в школе. Не секрет, что абсолютно здоровыми можно считать только 10% выпускников школ, более половины детей имеют ослабленное здоровье, и значительная часть детей в возрасте до 14 лет уже приобретают хронические болезни. Однако в сохранении и укреплении здоровья учащихся решающая роль принадлежит не медицине, а семье и школе, тем социальным институтам, которые определяют условия и образ жизни ребенка.
Важным условием стабильного здоровья является диагностика, отслеживание динамики физического и психологического состояния ребенка своевременное реагирование на возникающие проблемы. На основе полученных данных должна учитываться величина учебных нагрузок, строиться организация учебного процесса и всей здоровьесберегающей деятельности школы. Но без специального оборудования, способного быстро обработать информацию в настоящее время не обойтись.
В 2012 году в рамках соглашения о сотрудничестве минобразования и минздрава области разработан уникальный Пилотный проект по здоровьесбережению в ОО РО, направленный на комплексное решение проблемы здоровья детей. В рамках этого проекта с применением аппаратно-программного комплекса диагностического назначения «АРМИС» будет возможно выявлять нарушения в сердечно-сосудистой, дыхательной, зрительной, слуховой и центральной нервной системах, давать оценку психофизиологического состояния ребенка и главное формировать рекомендации в необходимости более глубокого обследования у конкретных врачей специалистов.
Данный проект уже реализуется в 602 пилотных образовательных организациях из 55 территорий Ростовской области. Координировать деятельность пилотных площадок, а также осуществлять научно-методическую, экспертную, организационную поддержку будет Региональный центр здоровьесбережения в сфере образования Ростовской области, созданный на базе ГБУ РО Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Сегодня назрела необходимость внедрять инновационные методы, менять привычные установки на организацию системы здоровьесбережения в образовательных учреждениях. Поэтому наша первостепенная задача – активно взаимодействовать в рамках данного Проекта для поддержания и укрепления здоровья наших детей.
Уважаемые родители!
С сентября 2012 года на территории Ростовской области реализуется Проект по формированию, развитию и сохранению здоровья школьников, который направлен на модернизацию современной образовательной системы школ и разработку научно-обоснованных подходов к здоровьесберегающей деятельности. Проект основан на внедрении передовых здоровьесберегающих программ, методик и технологий в деятельность образовательных учреждений.
Первое направление, которому уделено большой внимание, – создание сети пилотных школ в 55 территориях Ростовской области. Это 602 образовательные организации, избравшие в качестве основы для своего развития концепцию здоровьесберегающего образования.
Сегодня эти школы оснащены диагностическими комплексами АРМИС, позволяющими качественно, быстро и без вреда для здоровья осуществить комплексную диагностику состояния здоровья Вашего ребенка, а также выявлять возможные нарушения в сердечно-сосудистой, дыхательной, зрительной, слуховой и центральной нервной системах.
Анализ результатов состояния здоровья учащихся с использованием диагностического комплекса АРМИС осуществляется в автоматическом режиме экспертной системой Информационной системы «Наша здоровая школа».
Основная единица анализа – параметры систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, центральной нервной, слуховой, зрительной; отдельно анализируется набор параметров адаптационных резервов и параметры физического развития.
Специальная статистическая процедура позволяет подойти к комплексной оценке состояния каждой из групп анализа: состояние системы в норме или имеются признаки отклонения от нормы – «не норма». Аналогичная система оценок (норма – не норма) относится к каждому из исследуемых параметров.
Полученная в отношении любого из исследуемых параметров оценки «не норма» – означает, что состояние здоровья не абсолютно, на анализируемую систему организма следует обратить внимание, проконсультироваться с врачом, направить усилия на повышение количества здоровья с использованием технологий физкультуры и спорта, рациональной организации образа жизни, исключения вредных привычек.
Здоровье – понятие комплексное, многогранное. Прежде всего, оно отражает возможности ребенка полноценно расти и развиваться, учиться, постигать новое, готовится к будущей взрослой жизни. Именное поэтому, помимо состояния физического здоровья школьников, в пилотных школах будет проводиться мониторинг социально-психологических факторов здоровья учащихся. Ведь не секрет, что особенности психического развития, уровень формирования личности во многом определяют готовность ребенка к обучению в школе, его успешность, его перспективы. Кроме того, задачей этого вида мониторинга является выявление ранних признаков формирования вредных привычек, интереса к алкоголю и наркотикам.
В рамках проекта проводится мониторинг образовательной системы пилотных школ, наличие и качество внедряемых здоровьесберегающих программ и технологий. Все это позволит получить достаточно полную картину состояния здоровьесберегающей системы в школах Донского края и предпринять ряд эффективных мер по ее усовершенствованию.
Наша общая цель – обеспечить благоприятные условия для формирования, развития и сохранения физического, психического и социального здоровья школьников. Здесь незаменима и Ваша роль, роль семьи в формировании благоприятного климата, который позволит ребенку полноценно развиваться, расти, превращаясь в успешного, уверенного в себе человека. Вы можете быть уверены в том, что сегодня у Вас есть реальная возможность участвовать в процессе формирования зоровьесберегающего образовательного пространства для Ваших детей.
Поверьте, что в наших силах создать и обеспечить условия, в которых наши дети будут расти здоровыми!
ГБУ РО центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Региональный центр здоровьесбережения в сфере образования Ростовской области
Информация для родителей и медицинских работников
по рекомендациям, получаемым после обследования
на аппаратно-программном комплексе «АРМИС».
С сентября 2012 года в рамках реализации пилотного проекта по здоровьесбережению 602 общеобразовательных школы Ростовской области были оснащены аппаратно-программными комплексами диагностического назначения «АРМИС» (разработка ООО «Корвита»). Данные комплексы позволяют качественно, быстро и без вреда для здоровья осуществить комплексную диагностику состояния здоровья ребенка, а также выявлять возможные нарушения в различных системах организма.
Анализ результатов состояния здоровья учащихся с использованием диагностического комплекса «АРМИС» осуществляется в автоматическом режиме экспертной информационной системой «Наша здоровая школа».
Исследуются параметры следующих систем организма:
- сердечно-сосудистой
- дыхательной
- центральной нервной
- слуховой
- зрительной
Отдельно анализируется набор параметров адаптационных резервов и параметры физического развития.
Специальная статистическая процедура позволяет подойти к комплексной оценке как системы в целом, так и к каждому из исследуемых параметров: состояние системы или параметра в норме или имеются признаки отклонения от нормы – «не норма».
Важно помнить: аппаратно-программный комплекс «АРМИС» выполняет функцию диагностической, доврачебной помощи. Полученная в отношении любого из исследуемых параметров оценки «не норма» еще не означает, что ребенок нездоров. Это говорит о том, что на анализируемую систему организма (в которой обнаружено то или иное отклонение от нормы) следует обратить внимание, проконсультироваться с врачом, направить усилия на повышение качества здоровья с использованием технологий физкультуры и спорта, рациональной организации образа жизни, исключения вредных привычек и т.п.
Наиболее важными в отношении здоровья ребенка являются следующие ситуации.
- Тревожными признаками, которые являются важными в отношении возможных нарушений в сердечно-сосудистой и дыхательной (респираторная) системах, требующими обязательного обращения к врачу, являются следующие параметры:
- в сердечно-сосудистой системе:
- смещение ST-сегмента
- количество желудочковых экстрасистол
- количество наджелудочковых экстрасистол
- количество АВ-блокад 2-го типа
- количество синоатриальных блокад
- в дыхательной системе:
- форсированная жизненная ёмкость (ФЖЭЛ)
- объем форсированного выдоха за 1-ю секунду
- пиковая скорость выдоха
- средняя объемная скорость на промежутке 25%-75%.
- Высока вероятность наличия устойчивого гиперактивного состояния, перевозбуждения, неустойчивость к стрессогенным факторам. Следует проконсультироваться с врачом при обнаружении следующих признаков:
- Высокие значения параметров:
- ЧСС (частота сердечных сокращений),
- индекс Баевского
- систолическое артериальное давление и
- низких значений в разделе "Резервные возможности организма"
- Выявляются признаки низкой физической, аэробной тренированности ребенка:
- Высокие значения параметров:
- ЧСС (частота сердечных сокращений)
- индекс Баевского
- систолическое артериальное давление и
- Низкие значения параметров:
- жизненная емкость легких (Дыхательная система)
- индекс силы (Антропометрия)
Региональный центр здоровьесбережения в сфере образования Ростовской области
Региональный центр здоровьесбережения в сфере образования Ростовской области Специалисты РЦ ЗСО курируют сбор данных, анализируют информацию, получаемую из 602 пилотных школ Ростовской области. Консультируют специалистов и родителей по вопросам, связанным с реализацией проекта, а также осуществляют информационную поддержку данного проекта. |
|
Всю необходимую информацию
о проекте Вы можете получить на сайте ЦППМ и СП http://www.ocpprik.ru
в разделе РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ,
или по телефону 8 (863) 264-17-92, 264-34-71,
Подробную информацию об аппаратно-программном комплексе «АРМИС»
на сайте ООО «КорВита» http://www.corvita.ru
Специалисты нашего Центра проконсультируют Вас по любому интересующему вопросу.
Региональный центр здоровьесбережения в сфере образования Ростовской области находится по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Малюгиной, 214.